ПАКЕТ № 3
Должная осмотрительность, проверка контрагентов
Что входит в пакетное решение №3:
  • Инструкция о проявлении «должной осмотрительности» при подготовке документов по заключению договоров, контрактов, соглашений
  • Письмо контрагенту по вопросу проявления должной осмотрительности
  • Письмо контрагента о системе налогообложения
  • Приказ о перечне документов для заключения договора ЮЛ, ИП
  • Приказ об утверждении Инструкция о проявлении «должной осмотрительности» при подготовке документов по заключению договоров, контрактов, соглашений
Инструкция о проявлении «должной осмотрительности» при подготовке документов по заключению договоров, контрактов, соглашений
Письмо контрагенту по вопросу проявления должной осмотрительности
Письмо контрагента о системе налогообложения
Приказ о перечне документов для заключения договора ЮЛ, ИП
Приказ об утверждении Инструкция о проявлении «должной осмотрительности» при подготовке документов по заключению договоров, контрактов, соглашений
45 000 ₽
Описание пакетного решения №3
Если хотите узнать, как, в каких ситуациях возможно применять пакетное решение на практики, нажмите тут

Обязанность проверять контрагента в законе не установлена. Тем не менее с учетом ст. 54.1НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@) проявление должной осмотрительности важно, и не столько для того, чтобы доказать сам факт проверки контрагента.

Цель проверки - убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведет реальную деятельность, и с ним можно заключить договор без рисков негативных налоговых последствий.

Чтобы проявить должную осмотрительность, нужно проверить контрагента. Вы проверяете его так же, как это будет делать налоговый орган.

Налоговые органы уделяют особое внимание реальности выполнения сделки контрагентом, поэтому и вам нужно в первую очередь проверить его ресурсные возможности.
Все результаты проверки стоит зафиксировать в отчете, который организация разрабатывает самостоятельно. К отчету нужно приложить пакет материалов, которые относятся к этой проверке.

Если вы не проведете такую проверку, то есть риск, что по итогам проверки могут выясниться факты, которые повлекут отказ в вычетах по НДС, расходах, зачету или возврату налога, к примеру, из-за того, что контрагент является фирмой-"однодневкой" и обязательства по договору выполнены не тем лицом, которое указано в документах.
читать дальше
Необоснованная налоговая выгода - это уменьшение налога (его зачет, возврат) в ситуации, когда формально право у налогоплательщика на это есть, но из-за совокупности рисков и недостатков в деятельности контрагента и сделки с ним налоговый орган может отказать в уменьшении и предъявить претензии.

Если по сделке искажен налоговый и (или) бухгалтерский учет и отражены нереальные хозяйственные операции, которые фактически не осуществлялись, уменьшить налог в любом случае нельзя (п. 1 ст. 54.1НК РФ).

Налоговый риск может возникать, если применяются пониженные налоговые ставки, налоговые льготы, освобождение от налогообложения, применяются выгодные условия международных договоров и происходит дробление бизнеса для применения спецрежимов. В этих ситуациях налоговый орган будет оценивать, не созданы ли искусственно условия для их применения, чтобы уменьшить налоги (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).

Если искажений нет, то налог уменьшить можно. Для этого нужно, чтобы были выполнены одновременно следующие условия (п. 2 ст. 54.1 НК РФ):
  1. уменьшение налога не является основной целью сделки;
  2. обязательство исполнено непосредственно контрагентом по договору или лицом, которому оно передано в силу закона или договора.
Если налоговый орган установит, что хотя бы одно из условий не соблюдено или что налог не уплачен умышленно, то доначислить налог в полном объеме (Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).

Эти положения распространяются на плательщиков сборов, страховых взносов и налоговых агентов (п.4 ст. 54.1 НК РФ).

Доказывать необоснованность налоговой выгоды должен налоговый орган (п.5 ст. 82 НК РФ).

При этом вы имеете право отстаивать правомерность своей позиции (ч.1 ст. 65 АПК РФ, п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53; далее - Постановление N 53). Активная и аргументированная позиция в этом случае может положительно повлиять на исход разбирательства, особенно в части подтверждения того, что структура сделок и взаимоотношений с контрагентами преследует деловую цель и обусловлена хозяйственной необходимостью.

В законе не закреплено, какие критерии и обстоятельства должна учитывать инспекция в ходе выяснения того, было ли целью сделки получение налога из бюджета. Вместе с тем часть из них приведена в рекомендациях по применению положения ст. 54.1 НК РФ (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).

Так, при оспаривании цели делового характера налоговый орган будет доказывать, что сделка не имеет разумной хозяйственной необходимости или является частью схемы, главная цель которой - уменьшить налоги.

Если налоговый орган решит доказать, что сделка исполнена не тем контрагентом, который заявлен в документах, ему нужно доказать ее исполнение другим лицом либо самим налогоплательщиком. Для этого будет применяться весь спектр проверочных мероприятий: осмотр территории, допросы свидетелей, истребование документов, анализ хозяйственной деятельности, исследование пропускного режима и пр. (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).

Если инспекция признает налоговую выгоду необоснованной, она откажет в вычете и возмещении НДС из бюджета, признании расходов для целей налога на прибыль, применении льготы, пониженной налоговой ставки и т.п.

При доказанной необоснованной выгоде грозят следующие последствия:
  • доначисление налога, пеней, взыскание штрафа за неуплату налога по ст. 122 НК РФ. Сумма штрафа составляет 20% от размера недоимки, а при установлении умысла в действиях налогоплательщика - 40%. Налоговые органы уделяют особое внимание именно установлению умышленных действий, чтобы оштрафовать компанию на 40% (см., например, Письма ФНС России от 13.07.2017, N ЕД-4-2\13650@@ от 16.08.2017? N СА-4-7\16152@);
  • административный штраф за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, а также за грубое нарушение бухгалтерского учета (отчетности) (ст. ст. 15.6, 15.11 КоАП РФ);
  • привлечение к уголовной ответственности, если размер недоимки существенный ( ст. ст. 198, 199,199.1 УК РФ).

Более подробно про налоговые риски, дробления бизнеса вы можете прочитать на данном сайте в раздели «Налоговые риски - причины и минимизация».

С целью недопущения всех вышеуказанных негативных событий, настоящий пакет содержит «Инструкцию о проявление должной осмотрительности», которая пошагово регламентирует проведение проверки, содержит несколько перечней информационных ресурсов, а также исчерпывающий список вопросов, на который должен обратить сотрудник поводящий проверку контрагента. А так же все необходимые приказы, письма контрагентам и тд.

В этом и есть суть экономической безопасности – создать условия для минимизации негативных последствий в будущем.
ОСтались вопросы?
Мы поможем вам выбрать оптимальное решение для обеспечения экономической безопасности вашего бизнеса.
Заполните простую форму и наш специалист свяжется с Вами.

Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с

Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.

Ваши данные не будут переданы третьим лицам.