Основные налоговые риски, причины и минимизация.
Часть первая.
Налоговые риски, причины.
Для меня сайт не только коммерческий проект, по средствам которого я хочу монетизировать свои знания и опыт, накопленные за 20 лет работы в разных направлениях бизнеса и права.Это еще и проект, который направлен на помощь предпринимателям разных категорий, начинающим и действующим, поэтому не хочу ограничиваться только сухим перечислением обзором Пленумов Верховного суда, писем Минфина, Налоговой службы и других нормативных документов, по вопросу основных налоговых рисков.

Как вы уже заметили, на страницах сайта, я пытаюсь по минимуму использовать юридический стиль, перечислять статьи законов и иных нормативных актов, а доносить информацию, как говорится, своими слова, по-простому, с примерами из жизни, что бы была понятна суть вещей, как оно есть в реальной жизни и бизнесе. Что бы любой человек смог прочесть и понять сложные вещи. Просто о сложном…

Поэтому, а точнее сказать особенно тут, в этом разделе о налоговых рисках, не будем отступать от этого, для начала определим основные из них, разберем и изучим законодательство в этой области, которое изложу в стиле юридического анализа, выжимки главного, из огромного массива различных нормативных актов.

После, для более четкого понимания работы законодательства в области применения методов доказывания, основных на сегодняшний день налоговых рисков, создадим виртуальную, существующую только тут, на бумаге, коммерческую структуру в виде оптовой компании.

Это будет очень «злобная» компания, агрессивно применяющая все возможные, методы уклонения от уплаты налогов, которыми мы специально ее наделим, что бы на практике видеть сложности и проблемы, причины возникновения налоговых правонарушений, постепенно перерастающих в уголовные преступления. Проследим на практике работу вышеуказанных методов доказывания налоговой службой фактов неуплаты налогов.

Сразу оговорюсь, в процессе буду апеллировать некоторыми цифрами, касающимися оборота компании, ее дохода, возможной налоговой выгоды и тд. Это выдуманные цифры, очень сильно приблизительные, не надо на них заострять внимание, пересчитывать и тд, цель не стоит точно вычислить одну величину из другой, это просто для лучшего понимания масштабов и объемов.

Начнем. Думаю, будет интересно.

Налоговые риски в бизнесе могут возникать по многим причинам, давайте для начала проанализируем виды налоговых правонарушений предусмотренных Налоговым кодексом РФ:
  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
  2. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)
  3. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) (ст. 119 НК РФ).
  4.  Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ)
  5. Непредставление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 Н РФ).
  6. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)
  7. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ)
  8. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ)
  9. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)
  10. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ)
  11. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)
  12. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ)
  13. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128 НК РФ)
  14. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ)
  15. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)
  16. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ)
  17. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3 НК РФ)
  18. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ)
Как мы видим, большинство из этого списка правонарушений это факты не предоставление, не правильного, не своевременное предоставление какой либо информации в Налоговый орган. Не соблюдение порядков, отказ от чего- либо и тд., то есть не выполнение определенных действий.

Эти риски вполне реальные, но при правильной организации работы. Имея компетентного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора и системы контроля, не составит труда их нивелировать. Здесь мы не будем вдаваться в тонкости бухгалтерского учета, выбора системы налогообложения, правильности перехода, либо сроков уведомления о переходе с одной системы налогообложения на другую. Хотя грамотное планирование деятельности организации ее финансовых последствий очень важный момент. Но это немного другая тема. Когда, кто из сотрудников это должен делать, мы разберем в разделе Кадровая безопасность.

Тут же, давайте обратим пристальное внимание на пункт 7, из списка правонарушений, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ). Вот это, на мой взгляд, самый интересный и очень обширный пункт. В отличие от непредставлении информации, о чем либо, где правонарушение считается оконченным в момент не предоставления чего либо, нарушении сроков и тд. Неуплата, либо не полная уплата налогов это совсем другое дело. Разберемся, как это происходит на практике.

Сразу оговорюсь, что не буду очень глубоко и скрупулезно вдаваться во все тонкости и мелкие подробности налогообложения, бухгалтерского учета и тд., Я хочу поделится опытом и предостеречь от стратегических ошибок в области налоговой безопасности. Налоговое планирование является очень важным элементом, а зачастую может становиться отправной точкой построения системы Экономической безопасности, а на ее основе и системы управления бизнесом. Тут я попытаюсь рассказать просто о сложном. О действительно жизненных вещах, которые встречаются везде, как оно есть на самом деле.

Так вот:

Законодательством РФ установлено право налогоплательщиков, при осуществлении предпринимательской деятельности самостоятельно выбирать оптимальный налоговый режим и в добровольном порядке, раз в год переход с одной системы налогообложения на другую, тут конечно есть свои особенности и правила, но такое право есть.

Самостоятельно исчислять сумму налогов как указано в ст. 370 Налогового кодекса РФ (Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения, начиная с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения).

Самостоятельно оплачивать сумму налогов согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ (Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.)

То есть все действия по выбору системы, исчислению и уплаты налогов налогоплательщик делает самостоятельно. А что же делает налоговая инспекция? А она контролирует правильность исчисления и уплаты сумм налогов.

Если вы ИП на Упрощенной системе налогообложения (УСН) доходы 6% и они не превышают различных лимитов и потолков по численности сотрудников и тд., то тут все предельно понятно. Все доходы от реализации, а доходами в соответствии со ст. 249 НК будет считаться вся выручка, вы будите облагать по ставке 6 %. Налоговая будет получать данные из банка о входящем потоке денежных средств от контрагентов и от оператора фискальных данных, кассовых аппаратов (ОФД). Контролировать сроки уплаты сумму в 6% от общего поступления денежных средств. И как видим не так много оснований по которым налоговая инспекция может не согласится с налогоплательщиком по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов.

А вот если вы организация, которая применяет Общую систему налогообложения (ОСН), являетесь плательщиком НДС, то тут налоговая может и не согласится с вами и вашими расчетами о суммах налогов.

С давних времен бизнесменов всего мира привлекал способ оптимизации затрат в виде неуплаты, либо частичной неуплаты налогов и это понятно. Сидит бизнесмен в конце года в своем кресле, смотрит на финансовые показатели и понимает, что необходимо заплатить очень приличную сумму налогов и тут возникает соблазн не платить, это же вот оно, уже лежит в моем кармане, это мои деньги. И поверьте, так думают многие. И вы точно таких знаете… Но просто так не заплатить, это ну совсем примитивно, да и за это предусмотрена и налоговая и уголовная ответственности. Поэтому бизнесмен начинает искать способы так сказать «оптимизации налогообложения», создавая какие-то схемы позволяющие сделать это.

Одна из очень популярных, схем «оптимизации налогообложения» работа с так называемыми «фирмами однодневками». Специалисты Федеральной налоговой службы РФ разъясняют: «Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и тд.».

Схема работы проста: реально действующее и ведущее бизнес юридическое лицо на ОСН назовем его (фирма- 1), продает оптом, другому юридическому лицу, полностью аффилированному фирме-1, «фирме - однодневки» на ОСН, назовем его (фирма-2) товар за 105 рублей включая НДС. Себестоимость, которого для фирмы-1 составляет 100 рублей, включая НДС. Стоимость данного товара при розничной реализации для конечного потребителя будет составлять 150 рублей. То есть, при самостоятельной реализации фирмой-1 данного товара она бы заплатила, грубо говоря, с 50-ти рублей наценки, 20% налога на прибыль по ОСН и 20% НДС. А при использовании схемы «оптимизации налогообложения» фирма-1 заплатит с 5-ти рублей 20% налога на прибыль по ОСН и 20% НДС. Как говорится, почувствую разницу. После чего фирма-2 реализует товар по стоимости 150 рублей, проработав еще квартал, другой, ликвидируется и все. Естественно, фирма-1 всю прибыль кладет себе в карман. Концов не найти, так как оформлена была непонятно на кого и где его искать то же не понятно, хотя было время, когда и не очень то и искали, но это уже в прошлом.
Налоговая служба РФ очень быстро эволюционирует (к слову, на данный момент считается одной из лучших в мире, чего только стоит система АСК НДС-2, система контроля движения НДС) и со временем сформировала подход в работе, а за ним и судебную практику по такому виду «оптимизации налогообложения». В результате, которого появилось понятие «должная осмотрительность».

Как указал налоговый орган, проявление должной осмотрительности важно, и не столько для того, чтобы доказать сам факт проверки контрагента, а чтобы убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведет реальную деятельность, и с ним можно заключить договор без рисков наступления негативных последствий в наличии претензий налоговых органов, выражающихся в предъявлении требований по уплате налогов за своих контрагентов с которыми велась хозяйственная деятельность.

Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов, в первую очередь, влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности организации, которая ведет бизнес самостоятельно и на свое усмотрение.

Таким образом, если в настоящее время произойдет вышеуказанная «оптимизации налогообложения», либо не будет проявлена и документально оформлена«должная осмотрительность» то фирме-1 налоговым органом будет начислен налог на прибыль и НДС с сумму 150 рублей, как будто это прямые продажи фирмы-1.

Еще один вариант рисков не проявления «должной осмотрительности» заключается в следующем. Фирма-1 приобретает у фирмы-2 что либо, происходит реальное движение товара, реальное движение денег, но после этого фирма-2 исчезает и не платит необходимые налоги с вашей сделки (она же получила от вас деньги и НДС). А вы не проявили «должную осмотрительность», то есть риск (и суды неоднократно вставали на сторону налоговой) что налоги за фирму -2 заплатит фирма-1.

Так же, есть риск признания сделок не действительными и применении последствий недействительности сделок, если вы не проявили «должную осмотрительность» а ваш контрагент, например, оказался банкротом или находится в предбанкротном состоянии и тд.
Более подробно о должной осмотрительности, «Инструкцию о проявлении должной осмотрительности при подготовке документов по заключению договоров, контрактов, соглашений» и все необходимые образцы документов для организации работы по данному направлению вы можете найти в разделе Готовые решения, Пакетное решение № 3.

Одновременно с «фирмами однодневками» существует еще один очень популярный и массовый способ «оптимизации налогообложения» так называемое «дробление бизнеса». Многие наверно слышали либо сталкивались с этим на практике. Но вот с этим явлением, давайте разберемся досконально. Потому что тут проходит тонкая грань между«оптимизацией налогообложения» по средствам дробления бизнеса и честными, реальными, бизнес процессами, коммерческой деятельности между несколькими самостоятельными хозяйствующими субъектами.

Что такое дробление бизнеса, по мнению налогового органа? Дробление бизнеса — это деление компании и искусственное распределение выручки между взаимозависимыми лицами для получения необоснованной налоговой выгоды. Цель — сэкономить на уплате налогов при спецрежиме и получить налоговые льготы.

Если, ну очень просто и примитивно, в своей сути, «дроблением бизнеса» является предпринимательская деятельность между организацией применяющей общую систему налогообложения (ОСН) и более лояльные системы, такие как упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН) и тд.

Если организации на ОСН, по договору поставки, продает товар организации ИП на более лояльной системе налогообложения, а эта организации в свою очередь реализует товар в розницу с наценкой например 30% от той что указана в договоре поставки, а ИП скажем родственник руководителя или собственника, бывший сотрудник организации на ОСН, то можно говорить что Организация на ОСН подробила свой бизнес, вывела в отдельное ИП направление розничные продажи. По договору поставки реализует товар с наценкой, например 10%, с чего платит налог на прибыль и НДС. ИП реализует в розницу товар с наценкой еще плюс 30% но платит налог по ставки УСН либо ПСН, НДС вообще не платит, а львиная доля прибыли остается на ИП. В то время как организация на ОСН еще и возмещает НДС либо делает зачет. В результате чего государство недополучит НДС. Организация на ОСН вполне могла бы и сама реализовывать в розницу этот товар.

Вот тут давайте разберемся досконально, где же проходит та узкая грань между дроблением и реальным бизнесом.

Законодательство о налогах и сборах РФ долгое время изучало, наблюдало, получало опыт и в свое время сформировало единую практику применения доказывания фактов «дробления бизнеса». Множественные письма Минфина, Налоговой службы, судебная практика, судов различных инстанций, в 2006 году сформировалась в единый подход к вопросу дробления бизнеса и была отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" на котором ранее основывалось представление налоговых органов о неправомерном занижении налогооблагаемой базы в результате искусственного дробления бизнеса и получения налоговой выгоды.

Спустя еще некоторое время, вступил в силу федеральный закон от 18.07.2017 года, N 163-ФЗ которым в налоговый кодекс РФ была введена ст. 54.1, направленная на предотвращение использования "агрессивных" механизмов налоговой оптимизации.

Ниже будет приведен юридический анализ, выжимка различных нормативных актов, кто считает это неинтересным, либо не обязательным к чтению, можете пропустить и начать отсюда, но, мне кажется что потом вы вернетесь к этому.
ОСтались вопросы?
Мы поможем вам выбрать оптимальное решение для обеспечения экономической безопасности вашего бизнеса.
Заполните простую форму и наш специалист свяжется с Вами.

Нажимая кнопку "Отправить" Вы соглашаетесь с

Политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.

Ваши данные не будут переданы третьим лицам.